10 советов о фотосъёмке на улице ночью!
1. Идеальные настройки фотоаппарата для резкости ночью
Чтобы «заморозить» движение днём, я предпочитаю использовать выдержку 1/320, в крайнем случае 1/160.
Ночью, всё меняется. В самых ярких зонах вы сможете фотографировать на выдержке 1/250, но большую часть времени лучше придерживаться выдержки в диапазоне от 1/160 до 1/60. Вам потребуются: твёрдые руки, широкоугольное фокусное расстояние, а также умение полностью себя «обездвижить», чтобы фотографировать на выдержке 1/60 с рук, что после некоторой практики становится вполне возможным.
Для данного типа фотографий нужен широкоугольный объектив, потому что чем больше фокусное расстояние, тем короче минимальная выдержка, позволяющая сохранить резкость снимка. С объективом с фокусным расстоянием 28мм или 35мм (вплоть до 50мм) намного легче снимать с рук при более длинных выдержках.
Хороший вариант – использовать светосильный объектив с фиксированным фокусным расстоянием, вроде 35мм f/2. В более ярких зонах у вас вполне может получиться фотографировать на диафрагменном числе f/4, но возможность снимать на диафрагменном числе f/2.8, f/2 или даже 1.8 серьёзно расширит ваши возможности.
Наконец, вам придётся значительно повысить ISO. Современные цифровые фотоаппараты позволяют фотографировать в диапазоне значений ISO от 1600 до 6400 с достойным или даже хорошим качеством. Фотографировать ночью с рук без этого просто невозможно. Я предпочитаю выставлять ISO на 3200, а иногда выставляю данное значение и на 6400, если это нужно.
2. Сначала ищите источники света
Вы должны всегда обращать внимание на основные источники света в сцене вне зависимости от того, где и когда вы фотографируете, но ночью этот момент становится ещё более важным. Начните с поисков красивого источника света или зоны с хорошим освещением, а затем ждите, пока что-нибудь случится.
Сконцентрируйтесь на том, как свет ложится на объект съёмки. Если вы стоите, прислонившись к витрине магазина, как это делает человек на фотографии выше, то когда перед вами появится интересный объект, он будет подсвечен мощным светом с замечательным оттенком. Если диафрагма вашего объектива способна выйти за значение f/4, у вас есть все шансы справиться с такой фотографией.
А вот если вы стоите напротив магазина и направляете фотоаппарат на источник света, как это сделал я на фотографии выше, то свет на объектах съёмки будет менее очевидным, но зато на вашем снимке окажется красивая вывеска магазина. Обратите внимание на разницу в освещении левой и правой сторон лица человека на упомянутой фотографии.
3.Фотографируйте ночную жизнь
Самые интересные ночные уличные фотографии чаще всего появляются там, где находится много людей, а много людей там, где люди ночью тусуются. Почерпнуть вдохновение вы можете из фантастического проекта «Cardiff After Dark» (Кардифф после наступления темноты) Мацея Даковича (Maciej Dakowicz).
4. Подходите ближе и отходите дальше
Я сторонник совета Роберта Капа (Robert Capa): «если ваши фотографии недостаточно хороши, вы не были достаточно близко». Тем не менее, ночью я часто отхожу от данной стратегии.
Я стараюсь подобраться близко ко многим своим объектам съёмки, но я также пробую создать сцены, в рамках которых данные объекты являются лишь небольшим аспектом целой картины. Ночью фоны могут оказаться гораздо более красивыми чем днём, поэтому часто срабатывает подход, при котором вы делаете людей второстепенным элементом сцены, а не главной её частью.
Технически преимущество такого подхода заключается в том, что вам не нужно использовать самую короткую выдержку, чтобы запечатлеть движения объектов, когда они находятся далеко. Вы можете «словить» движущийся объект издалека на выдержке 1/60, в то время как с близкого расстояния вам понадобится выдержка как минимум 1/125.
5. Штатив и размытие толпы
Что касается уличной фотографии, обычно лучше ходить с фотоаппаратом в руках, ведь никогда не знаешь, что интересного может произойти, и где это произойдёт. Тем не менее, один из случаев, когда можно воспользоваться штативом, это когда вы хотите снять сложную сцену с большим количеством людей и движением.
Экспериментируйте с более длинными выдержками, вроде 1/8, и делайте больше снимков. Мне потребовалось много времени, чтобы «словить» фотографию, которая показана выше, потому что я хотел, чтобы люди распределялись равномерно по всей сцене, а ещё я хотел, чтобы на переднем плане оказалось что-нибудь интересное. Этим интересным стала поза женщины, идущей по улице, и мужчина, который смотрит на неё. Чтобы всё это заснять, я «потратил» не только время, но и множество кадров.
6. Используйте вспышку
Использовать или не использовать вспышку на улице – решать вам, но не забывайте, что первый вариант может элементарно вызвать определённые конфликты. Я предпочитаю работать на улице в рамках естественного света, и мне всегда некомфортно направлять вспышку в лицо незнакомцев в темноте, однако многие предпочитают действовать именно так. Получается просто фантастически, если сделать всё хорошо.
Использование вспышки означает, что вы свободны от многих ограничений фотосъёмки ночью. Вы можете выставлять более короткую выдержку и получать большую глубину резкости при меньшем зерне (шуме).
Вы можете либо доверить вспышке задачу по освещению всей сцены (тогда передний план в пределах досягаемости вспышки окажется освещённым, а всё остальное будет тёмным), либо настроить фотоаппарат так, будто бы у вас нет вспышки, а затем использовать её для того, чтобы добавить заполняющего света на основной объект на переднем плане.
7. Шум и ужасный недоэкспонированный снимок
Всегда выставляйте экспозицию корректно, когда фотографируете на большом значении ISO.
Вне зависимости от этого, даже если выбраны лучшие возможные настройки, некоторые из ваших фотографий будут сделаны в местах, которые слишком тёмные для того, чтобы получить корректную экспозицию. Невозможно делать такие фотографии и получать идеальную экспозицию на каждом снимке просто с помощью фотоаппарата. В ситуации со случайными фото с великолепным содержанием, которое вы хотите сохранить, у вас не останется выбора кроме как увеличить экспозицию на этапе обработки.
Для таких фотографий я, не обращая внимания на шум, корректирую экспозицию в редакторе Lightroom. После того как я это сделал, если мне пришлось серьёзно увеличить
экспозицию, зерно выглядит просто ужасно. К счастью, существует несколько «ключей», позволяющих спасти фотографию вроде этой, если она была сделана в формате RAW.
И вот что я делаю: я сначала убираю зерно, а потом добавляю его назад. Я хочу, чтобы фотография выглядела зернистой, но зерно должно смотреться приятно. Существует множество программ для подавления шума, вроде PhotoNinja, Topaz DeNoise и DxO. Я люблю встроенную функцию «Noise Reduction» в редакторе Lightroom. Если шум всё ещё смотрится плохо после попытки его подавления, я иногда переношу фотографию в редактор Photoshop и добавляю чуть-чуть размытия по Гауссу (Gaussian blur).
Затем я возвращаюсь в настройки зерна в редакторе Lightroom и добавляю зерно обратно на фотографию. Такое зерно выглядит гораздо приятнее, чем осветлённый безумный цифровой шум. Оно также может спрятать некоторые технические дефекты недоэкспонированных фотографий. В результате вы не получите идеальной резкости на снимке, но он всё-таки будет приятным и красивым.
8. Размытие и несовершенство
Что касается этой заметки, старайтесь сделать свои фотографии максимально резкими, когда вы хотите, чтобы они были резкими, но знайте, что снимок может всё равно выглядеть великолепно, даже если он не идеально резкий.
Вам не обязательно «замораживать» мгновение идеально, когда вы фотографируете ночью, чтобы снимок выглядел отлично. Я предъявляю более высокие требования к чёткости моих дневных фотографий, чем к чёткости моих ночных снимков. Они должны быть интересными и смотреться хорошо – вот что важно.
Кроме того, при работе с выдержкой в диапазоне от 1/60 до 1/30, вы можете экспериментировать со съёмкой с рук с небольшим размытием. Так на ваших фотографиях объекты будут в какой-то степени резкими, но при этом они будут иметь некоторые признаки движения. Это отличный способ, чтобы дополнить вашу фотографию энергетикой движения.
9. Ночные фотографии должны быть тёмными
Это очень общее утверждение, так что не стесняйтесь возражать, но я всё равно хочу на нём остановиться.
Я уверен, что ночные фотографии должны выглядеть так, чтобы было ясно, что они были сделаны ночью. Они должны быть тёмными, с глубокими тенями и зонами, в которых сложно что-либо разглядеть. Гистограмма ночной фотографии должна быть ближе к тёмному концу (лево), если сравнивать с гистограммой дневного снимка.
Когда выставляется экспозиция для ночной фотографии, особенно на автоматических настройках, ваш фотоаппарат зачастую неправильно анализирует сцену, и в результате вы получаете переэкспонированную фотографию. Она получается светлой, и вы можете видеть на ней всё так же, как и на фотографии, сделанной днём. Но ощущения реалистичной ночной сцены вы не почувствуете. В подобных случаях, вы захотите немного уменьшить (-) компенсацию экспозиции на фотоаппарате.
Во многих ситуациях яркие ночные фотографии – это хорошо, но не бойтесь делать ночные фотографии тёмными и реалистичными.
10. Будьте осторожны
В зависимости от того, где вы живёте, идея ночной прогулки с фотоаппаратом может оказаться не самой безопасной. Не берите с собой много оборудования и вдумчиво выбирайте места, куда вы идёте. Не фотографируйте всех подряд (дважды подумайте, стоит ли фотографировать этого человека или нет), и хорошая идея – взять с собой друга. Вы ведь не хотите неожиданно попасть в неприятную ситуацию.
Можете дать ещё какие-нибудь советы по этой теме? Не стесняйтесь оставлять их в комментариях.